Троицк.ОРГ - приятного аппетита!
ИВАН ПОШЁЛ В ЛЕС - ТАМ ВАСЯ ЖЖЁТ КОСТЁР
акуледцукл
#1 прямая ссылка «Музыка, рожденная в воздухе» 4 октября 2006, 13:37 good1
8 октября 2006 г. в 19-00 Дом Ученых ТНЦ РАН приглашает всех на концерт:
«Музыка, рожденная в воздухе»

ЛИДИЯ КАВИНА (терменвокс)
Лауреат международных конкурсов
ВАСИЛИЙ ЩЕРБАКОВ (фортепиано)

В программе прозвучат произведения классических и современных авторов:
Рахманинов Вокализ
Шопен Мазурка
Франк Соната A-dur
Мусоргский Картинки с выставки
Алябьев Соловей
Кавина Сюита для терменвокса и фортепиано
и другие произведения.

Концерт ориентирован на широкого слушателя - от простого любителя классической музыки до знатока-интелектуала или поклонника экспериментальных течений.

Терменвокс - единственный музыкальный инструмент, на котором исполнитель исполняет мелодии при помощи взмахов рук рядом с антеннами, не прикасаясь к чему-либо. Помимо необычности волшебного зрелища, исполнение профессионала впечатляет своей красотой звука и богатством музыкальных образов. Владение этим инструментом - поистине редкое искуство. Лидия Кавина является мировым лидером среди исполнителей на терменвоксе.

Концерт сопровождается рассказом об удивительном изобретении Льва Термена, а также о долгой, почти в столетие, жизни изобретателя, достойной голливудского сценария.

Билеты продаются в комнате №10 ДУ 41км (Сиреневый бульвар, д.1).

советую обратить внимание, что покупать билеты можно дешевле - надо только распечатать флаер и предъявить его при покупке



Как вы думаете, можно ли сейчас представить, каким был самый первый в мире музыкальный инструмент? Как он звучал? Как выглядел? И кто его придумал? Очевидно, что точных ответов на все эти вопросы сейчас не может дать никто. А интересно было бы услышать этот первый музыкальный инструмент сейчас в концертном зале, на концерте? Вряд ли. Скорее всего, он мог исполнить всего несколько нот, да и звучал, возможно, не очень благозвучно.

Но давайте чуть-чуть изменим вопросы. Каким был самый первый в мире ЭЛЕКТРОмузыкальный инструмент? Как он звучал? Кто его изобрел? Вот на эти вопросы есть вполне точные ответы. Более того, этот самый "самый первый в мире электромузыкальный инструмент" вполне востребован и сейчас. Его удивительный звук можно услышать и на изысканных концертах классической музыки, и в самых тяжелых рок-композициях, и в пассажах экспериментальной электронной музыки. Искусству игры на нем учат в консерваториях, а самые простые варианты этого инструмента вполне можно сделать самостоятельно, достаточно хотя бы немного уметь держать в руках паяльник.

Изобретен этот первый электромузыкальный инструмент был в России выдающимся физиком и музыкантом Львом Сергеевичем Терменом в начале прошлого века (1920 г.). И назван в его честь - "терменвокс".

История жизни этого удивительного человека была сродни захватывающему роману. Конструктор знаменитых синтезаторов, американский инженер и музыкант Роберт Муг так сказал о Льве Термене: "В истории его жизни содержится весь ХХ век. Поражает воображение, что Термен был свидетелем всех крупных его событий: 1-я мировая война, революция и гражданская война в России, Великая депрессия в Америке, сталинские судебные процессы, 2-я мировая война, холодная война и перестройка, и был он не их сторонним наблюдателем, но активным - хоть и не по своей воле - участником".

К сожалению, формат этой статьи не позволяет подробно рассказать о судьбе этого удивительного человека, но даже очень краткий биографический очерк может дать представление о масштабе его личности.

Родился Лев Сергеевич в 1896 году в Петербурге. В 1916 окончил Высшую офицерскую электротехническую школу и Петербургскую консерваторию по классу виолончели. После Октябрьской революции жил в Москве. В 1922 г. терменвокс был продемонстрирован В.И. Ленину, после чего Термен получил мандат на бесплатное передвижение по железным дорогам России с целью пропаганды нового инструмента. С большим успехом прошли гастроли Термена и в ряде стран Европы. В 1926 Термен создал и практически продемонстрировал «устройство электрического дальновидения» — предшественник телевизора. В декабре 1927 г. он уехал на 10 лет в США, где, наряду с триумфальными концертами, а также организацией промышленного производства терменвоксов, исполнял обязаности резидента советской разведки. После возвращения в СССР Термен в 1939 г. был осуждён Особым совещанием при НКВД СССР на 8 лет. Находясь в заключении, работал в конструкторском бюро А.Н. Туполева (вместе с С.П. Королёвым). По возвращении из заключения в 1948 г. создал устройство бесконтактного подслушивания «Буран», за что был удостоен Сталинской премии 1-й степени. Среди других его изобретений — электронная виолончель, ритмикон, пиано-тестер. В 60-х гг. Лев Термен работал в кабинете акустики Московской консерватории, но после восторженной статьи о нём в «Нью-Йорк таймс» в 1967 г. вновь оказался без работы. Его ученики нашли ему работу радиомонтажника 6-го разряда в Московском университете, где он и проработал до конца жизни. С 1979 он выезжал с лекциями и выступлениями на терменвоксе во многие страны мира. Умер в 1993 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

В настоящее время дело великого Термена продолжает внучатая племянница и ученица Льва Сергеевича, выпускница Московской государственной консерватории им. Чайковского, Лидия Кавина. Она виртуозно владеет техникой игры на терменвоксе. Принимала участие в записи саундтреков к фильмам «Ed Wood» Тима Бёртона и «eXistenZ», играла в мюзиклах Тома Уэйтса «Alice» и «Black Rider». Лидия также сотрудничала с Вячеславом Мещериным и его Ансамблем электромузыкальных инструментов. Голландия, Дания, Германия, Швейцария, Россия, Польша – вот страны, в которых Лидия Кавина дала концерты только за последние полгода. Ее выступления востребованы во всем мире, причем за границей существенно больше, чем в России.

Тем приятнее сообщить троичанам, что 8 октября в 19 часов Лидия Кавина по приглашению Дома ученых ТНЦ РАН даст концерт в Троицке, на котором исполнит пьесы, написанные специально для терменвокса, а также переложения классических произведений. Конечно же, во время концерта слушатели услышат рассказ о нашем удивительном соотечественнике Льве Сергеевиче Термене.

Более подробно с информацией о судьбе великого российского изобретателя можно ознакомиться на сайте "Термен-центра" . Там же можно послушать , как звучит этот удивительный инструмент. В том числе там есть пьесы в исполнении Лидии Кавиной :

  • Грэйнджер > Free Music #1
  • Шиллингер > First Airophonic Suite
  • Шиллингер > Mouvement electrique et pathetique

    Информацию о Лидии Кавиной можно получить на ее персональном сайте (на английском языке).

    Обязательно приходите на концерт 8 октября - и Вы получите огромное удовольствие!
  •  
    reklamkin
    superuser
    #2 прямая ссылка 5 октября 2006, 00:08
    Насчет "Картинок с выставки".

    Сколько трактовок, однако!

    Это произведение написано для фортепиано
    и с успехом исполняется на нем
    (лично я в Троицке имел удовольствие
    слышать два раза). Существует несколько переложений
    для симфонического оркестра, самое известное - Мориса Равеля.

    Впоследствии за "Картинки" взялись
    рок-н-рольщики. Группа Emerson, Lake And Palmer
    (как в свое время говорили, "Эмерсон Лёг И Помер":)
    выпустила концертную запись своей обработки
    "Картинок" (запись 1969 г.). Трактовка весьма вольная -
    сыграна где-то треть материала плюс столько же
    по времени отсебятины. Состав: барабаны, бас и клавиши
    (всего трое музыкантов). Эмерсон, по-видимому,
    использовал хаммонд (электроорган) и какие-то
    синтезаторы (надо же, в 69-м уже такие были!)
    Очень интересная запись, особенно впечатляет
    "Баба-Яга" на хаммонде - получается типичный хард-рок,
    как будто так и было задумано!

    Забавно начало концерта:
    ЛЕЙК: "Сейчас мы сыграем Картинки с Выставки".
    ЗАЛ: "А-А-А-А-А-А-А-А-А-А-А!!!!!!!!!!!!"



     
    superuser
    #3 прямая ссылка 5 октября 2006, 00:08
    Еще туда добавлены слова. Завершается трактовка
    оптимистичным текстом:
    "There's no end to my life, no beginning to my death, death is life."

    Кстати, в конце 90-х в США проходили совместные выступления
    ELP, Dream Theater и Deep Purple. Ничего себе концертище!
    Жаль, меня там не было. Хотя Dream Theater и Deep Purple
    я видел. А Deep Purple скоро опять в Москве. Всем ценителям
    концертного звука советую послушать Deep Purple. По-моему,
    их звук - самый лучший. Впрочем, я отвлёкся.

    Несколько позже "Картинками" вплотную занялся
    "безумный гений скоростного рока" Бьерн Эклунд под вывеской
    Mekong Delta. На дебютном альбоме Mekong Delta 1987 г.
    помещена обработка фрагмента "Картинок" -
    "Бабы-Яги" в стиле техно-трэш. Или, как сейчас говорят,
    мат-кор. Барабаны, бас и элетрогитары с глубочайшим дисторшн.
    Сыграно очень близко к тексту, в отличие от ELP.
    Звучит весьма нехило. По тем временам там очень виртуозные
    барабаны (двойная бочка и т.п.). Конечно, сейчас, после
    Майка Портного и Slipknot, это уже не удивительно.

    'Редактировано superuser '
     
    superuser
    #4 прямая ссылка 5 октября 2006, 00:09
    Другой фрагмент - "Гном" - помещен на альбоме Mekong Delta
    "Classics". Но самая амбициозная обработка "Картинок"
    выпущена Mеконг Дельтой в 1995 г. (если не ошибаюсь).
    Все полностью сыграно на электро- и бас-гитарах нота в ноту
    с пугающей педантичностью. Конечно, добавлены барабаны.
    Звучит здорово.

    Сравнивая все эти трактовки, каждый может решить для себя,
    что предпочтительнее - вольная интерпретация или точнейшее
    соблюдение нотного текста.

    Теперь вот "Картинки" на терменвоксе. Впрочем, там еще
    заявлено фортепиано, так что я догадываюсь, как это будет -
    в основном фортепианный оригинал, плюс основные линии
    исполняет терменвокс.

    Кстати, терменвокс одно время использовал Лагутенко
    (на концертах Мумий-Тролля).
     
    superuser
    #5 прямая ссылка 5 октября 2006, 00:10
    На мой взгляд, "Картинки с Выставки" сильно повлияли
    на музыку к фильмам ужасов. Особенно "Гном", "Катакомбы"
    и "Баба-Яга". Мрачно-фантастическая сказочная атмосфера,
    созданная Мусоргским, оказалась весьма подходящей для зомби,
    вампиров и оборотней. Влияние "Картинок" (полутоновые,
    тритоновые обороты) также можно проследить
    в thrash-, death-, black-metal. С другой стороны, музыка
    из фильмов ужасов тоже влияла на "тяжеляк" (это признавали
    участники Metallica).

    Ничего себе я статью накатал:)

     
    Svibrager
    #6 прямая ссылка 5 октября 2006, 06:29
    Идём идём!!!
     
    icefin
    #7 прямая ссылка 5 октября 2006, 12:42
    Идём идём!!!
     
    Продам стол
    #8 прямая ссылка 5 октября 2006, 16:52
    сейчас слушаю уже второй раз Грэйнджер > Free Music #1 и все время представляется будто на землю спускается медленно летающая тарелка,которой очень скучно...весело все это!можно сходить
    'Редактировано gabass '
     
    Kuzyas mom
    #9 прямая ссылка 6 октября 2006, 11:53
    идём, идём!!!
     
    iris-kiskis
    #10 прямая ссылка 6 октября 2006, 12:23
    Я может и пойду, если найду компанию, с кем сходить ;)
     
    superuser
    #11 прямая ссылка 7 октября 2006, 00:26
    iris-kiskis, это типа тонкий намёк? :)

     
    WTF
    #12 прямая ссылка удалено пользователем 7 октября 2006, 10:12
    WTF
    #13 прямая ссылка 7 октября 2006, 10:12
    идём, идём!!!

    :)))

    2iris-kiskis: Тебе мало Свибрагера, Айсфина и Кузькиной матери?
     
    T
    #14 прямая ссылка 7 октября 2006, 12:19
    Народ, а сколько стоит сам билет, без флаера?
     
    iris-kiskis
    #15 прямая ссылка 7 октября 2006, 22:56

    2superuser:
    Это вроде как хитрый ход был. Я уже нашла, с кем сходить ;)
    Билет стоит от 150 до 250 рублей без флаера, в зависимости от ряда. Чем дальше, тем дороже =) Сегодня покупала билет, свободных мест больше половины.
     
    WTF
    #16 прямая ссылка 8 октября 2006, 11:17
    Я лох, забыл флайер распечатать :))
    зато у меня места в N-ом ряду прям по центру. :)
     
    iris-kiskis
    #17 прямая ссылка 8 октября 2006, 14:05
    А у меня с краю в восьмом ряду.
     
    bizarre
    #18 прямая ссылка 8 октября 2006, 22:39
    А я как всегда все пробакланила =(((((
     
    Kuzyas mom
    #19 прямая ссылка 9 октября 2006, 09:25 good1
    мне больше всего понравилось "Погружение".
    Подумалось, что если исполнять другой репертуар и с другим аккомпонементом, то терменвокс звучал бы более лихо... Я ничего не понимаю в классике, но как ни старалась проникнуться, звучало это скучно. Особенно, когда не удавалось взять правильный тон.
    Лидия конечно бесподобна! Понятно, что на таком инструменте невозможно играть абсолютно точно и её мастерство впечатляет! :)
    Спасибо организаторам концерта!!!
     
    WTF
    #20 прямая ссылка 9 октября 2006, 12:22
    Про терменвокс. С такой музыкой никогда этот инструмент не будет пользховаться спросом. Играть классику на нём - то же, что тошниться на феррари в пробках. Классический репертуар однозначно НЕ для электронных инструментов. Жаль, что люди настолько старые и зашореные, что не хотят видеть ничего нового.

    Раньше я слушал транс, сквозь стены и дверь были слышны ритмичные тыц-тыц и мой папа всю электронную музыку подписал как непригодную для прослушивания. Мои попытки поставить ему что-то интересное типа старых творений Саймона Посфорда или Banco de Gaya ни к чему не привели, даже диск Вячеслава Мещерина попал под горячую руку и был задвинуть на самую дальнюю полку...

    Нельзя так. Откройте ж наконец для себя новый звук! Послушайте живое выступление Ёлочных Игрушек, они твоят музыку в реальном времени, очень интересную а всего-то секвенсер и пара микрофонов с синтезатором. Настоящее применение терменвоксу можно найти именно в стиле idm, и эксперементальной электроннике (minimal noise, electro). Плюсов много, выделю два главных. 1) Сейчас такая музыка востребована в клубах, т.е. на этом мождно делать живые деньги. 2) Музыка получистя действительно интересная. Как показал трек "Погружение" добавлением всего пары простейших эффектов можно получить очень насыщенный интересный и завораживающий звук. Кстати вот залез сейчас на википедию и увидел, что Pink Floyd в своём треке Echoes использовали терменвокс. Молодцы. Найду песню, выложу.

    Резюмируя вышесказанное.
    1) Я рад, что нам показали "новый" инструмент.
    2) Я НЕ рад отыграному репертуару.
    3) В массы его надо двигать где-нибудь типа community.livejournal.com/ru_idm/
    4) НЕОБХОДИМО использовать процессоры эффектов. Инструмент электрический, со звуком (с электричесвом) можно сделать ВСЁ, что угодно. Любые фильтры, искажения... Короче, тёте надо наконец открыть глаза.
     
    alvus
    #21 прямая ссылка 9 октября 2006, 14:45
    Особенно сильное впечатление производит игра на терменвоксе в быстром темпе и с полным использованием всего тонального диапазона. Выглядит как некое шаманство (даже Моррисон вспомнился). Вообще главное что дает терменвокс, как мне показалаось, это фантастическая власть над звуком. Звук подчинен малейшим движениям рук. Оборотная сторона этой легкости - звук слишком вариативен, каждое выступление уникально, его почти невозможно повторить. Конечно лучше всего такой инструмент подходит для импровизации или полуимпровизации.
    При этом лично мне понравилась и классическая и современная части. В классике терменвокс это бесконтактная виолончель (такова была изначальная идея) с возможностью использовать огромное количество нюансов и это тоже может быть интересно. Не думаю, что Лидия Кавина, не понимает где терменвокс может раскрыться наиболее полно. Просто это не совсем её жанр. Она может себе позволить выбирать из тех огромных возможностей, которые дает терменвокс.
     
    WTF
    #22 прямая ссылка 9 октября 2006, 16:03

    Как с youtube.com копировать фильмы себе?!
     
    акуледцукл
    #23 прямая ссылка 9 октября 2006, 16:06

    2СлавеГ:
    Тётя, вполне понимает где он может раскрыться.. Просто лично ей это похоже не интересно. После концерта, когда все разошлись, мы сидели чаёк пили и она рассказывала как выступала в клубе каком-то, где была ещё толпа электронщиков всяких. Как она сказала, люди эти были как музыканты очень низкого уровня и ей было не интересно играть там. И в чём-то она права. Ведь, например, те же ЁИ не имеют никакого музыкального образования, встречал ещё некоторое число примеров среди диджеев, которые до этого играли в каких-либо панк командах, но переквалифицировались в электронику. А она вот консерваторию закончила..

    А по вопросу что надо терменвокс продвигать в айдиэмных кругах.. Она же сказала, что по средам проходят открытые уроки, приди и научись.. Или то же она рассказывала про своего ученика из Японии. Не удивлюсь если он фигачит нойз, потому что японцы любят это дело... Так что думаю люди есть, занимающиеся этим, просто одна она всё не может охватить.
     
    superuser
    #24 прямая ссылка 10 октября 2006, 00:48
    "4) НЕОБХОДИМО использовать процессоры эффектов."

    Причем это можно сделать за три минуты:
    взять гитарный процессор и пропустить сквозь него
    сигнал с терменвокса. Я даже собрался было подъехать
    с этим предложением к Л.К. после концерта...
    Но передумал...
    Вдруг бы сгорело что-нибудь...
    И вообще она действительно слишком классичная...
    Так гибнут великие начинания!










     
    blackice
    #25 прямая ссылка 10 октября 2006, 09:18

    СлавеГ:С такой музыкой никогда этот инструмент не будет пользховаться спросом.

    Согласен, это инструмент для "Пикника", а не для класики. Кстати у Пикника что-то подобное как раз есть.
     
    Уровень вашего доступа не позволяет вам оставить сообщение в данном форуме. Если вы не загеристрировались, то сделайте это по ссылке в меню! Просим извинить, но незарегистрированным пользователям и новичкам ограничено пользование некоторыми функциями, дабы избежать спама или злоупотреблений.