Троицк.ОРГ - приятного аппетита!
buju
#1 прямая ссылка «Страшные патлы» : мистический символ vs модная прическа 21 ноября 2006, 16:59 good3 bad1
Ношение «Dreadlocks» (дословно «страшные патлы») стало модным в Европе с ростом популярности музыки реггей. «Страшные патлы» - первоначально всего лишь длинные, сваленные в колтуны волосы. У темнокожих людей – африканцев, многих семитов, индийцев, волосы, если за ними не ухаживать, сами сваливаются в длинные колтуны-локоны, приобретающие довольно ровную форму. Это волосы в их первозданном виде, не имеющие дела ни с шампунем, ни с расческой. Только в конце XX века в глобализованном европейском мире этот вид прически стал атрибутом «бунтующей» молодежи, хиппи и вообще социальных маргиналов. На сегодняшний день популярность «дредов» заканчивается тогда, когда проходит мода на них. Однако, из-за этого не исчезает символическое значение самих «dreadlocks». Оговорюсь, что изложенное в настоящем обзоре – в первую очередь, личное разумение и попытка интерпретации явления «страшных патл» с позиций раста. Я ставлю цель – осознать, чем на самом деле является прическа «дреды», не в контексте современной моды, но в мировом культурном пространстве. Ведь на самом деле первоначальное значение «сваленных косичек» гораздо глубже, чем кажется большинству как носящих, так и осуждающих их.
Уместней всего оттолкнуться от библейского предания об израильском судье Самсоне. В книге Судей сказано, что мать его была неплодна, пока к ней не явился Ангел, возвестивший о том, что «ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий»1. Ребенку дали имя Самсон, он вырос очень сильным человеком и начал освободительную войну Израиля против захватчиков-филистимлян. Во всем ему сопутствовала удача, пока Самсон не встретил и не влюбился в красавицу Далилу, подкупленную филистимлянами, чтобы выведать источник его необыкновенной силы. Долго колеблясь и несколько раз обманывая возлюбленную, Самсон в конце концов сознался: «Если же остричь меня, я сделаюсь слаб и буду как прочие люди»2. Дальше следует рассказ о предательском нападении филистимлян, в ходе которого Самсон был заточен в темницу, сопровожденный очень интересной подробностью: «и усыпила его (Самсона – В. О.) Далила на коленях своих, и призвала человека, и велела остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его»3.
Из этой истории можно сделать два важных заключения: во-первых, здесь прослеживается характерная для традиционного общества вера в магическую, сверхъестественную силу волос. Это универсальная особенность архаического менталитета, которую скрупулезно изучал еще Дж. Фрейзер.4 Во-вторых, на основе упоминания о «семи косах», можно предположить, что длинные волосы Самсона в условиях плохой гигиены, обычной для древнего Ближнего востока, свалялись в семь длинных колтунов. Конечно, что архаическая символика длинных волос не обязательно напрямую зависит от степени их «сваленности». Почитание волос могло, наоборот, выражаться в постоянном уходе и заботе об их чистоте.
Тем не менее, есть все основания полагать, что в случае Самсона, речь идет не только о запрете на стрижку, но и на вообще какой-либо уход за волосами, кроме заботы об их чистоте. В книге Судей сказано, что Самсон был «назореем от Бога»5. Слово «назорей» происходит от еврейского «назир», что означает «отделять, отлучать». Назорей – человек, посвящающий себя Б-гу через исполнение следующих обетов: не пить вина и любых крепких напитков, не употреблять ничего, что сделано из винограда, не прикасаться к мертвому телу и: «Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей»6. Длинные, посвященные Б-гу, волосы – главный внешний атрибут назорея, именовавшийся «незер», точно также, как диадема на кидаре первосвященника.
Помимо Самсона назореями были пророк Самуил, Иоанн Креститель, а также двоюродный брат Христа Иаков, первый епископ Иерусалимский, о волосах которого читаем у раннехристианского автора Евсевия Кесарисйского в его «Церковной истории»: «Святой Иаков был назорей от чрева матери своей: не пил вина и сикера, не употреблял в пищу никакого животного, не стриг велось, не умащался елеем и не мылся в бане»7. Из приведенного свидетельства можно сделать вывод, что посвящение волос Б-гу в древнем иудаизме предполагало полный отказ от ухода за ними.
Тем самым, можно сделать вывод, что сваленные волосы несут в себе особый смысл, представленный двояко: во-первых, это атрибут особого служения, знак аскетизма и благочестивости; во-вторых они символизируют страх пред Б-гом, смирение перед ним, отказ от всего лишнего. Именно эти два значения создают особый культурный код свалявшихся волос, который актуален вплоть до сегодняшнего дня.
Именно такое значение сваленные волосы имеют на Ближнем Востоке, перейдя из традиции назорейства в христианскую и мусульманскую мистику. Известно, что ранние христиане и мусульмане много общались друг с другом и обменивались мистическим опытом8. Отращивание длинных волос стало характерным признаком суфиев, мусульманских подвижников, веривших, что через максимальное отрешение от мира и плотских желаний возможно обрести особый источник духовной силы для общения с Аллахом. Точно также монахи-отшельники Сирии, Аравии, Египта также нередко отращивали длинные локоны, о чем свидетельствует христианская иконография: например, у библейских и евангельских персонажей на иконах семнадцатого века из монастыря святого Павла на Синайском полуострове, известного своими аскетическими традициями, можно ясно разглядеть четко прорисованные сваленные «патлы» разной длины9. Ближневосточная иконографическая традиция перешла и в русскую икону: праведников, столпников, многих ветхозаветных персонажей, а особенно Иоанна Крестителя часто изображают с «дредами», что особенно характерно для древней северной, новгородской иконописной школы. В то же время до сих пор в Египте, Сирии или в греческих монастырях (например, на Афоне) можно встретить монахов с отросшими и свалявшимися в пряди волосами.
Однако обычай ношения сваленных волос можно встретить и за пределами ближневосточной традиции. При этом исходное значение остается неизменным. В качестве примера можно привести прически индуистких аскетов-праведники садху, дающих обет отшельничества и странничества. Они поклоняются Шиве, богу-аскету и разрушителю (не в прямом, но метафизическом смысле, подразумевается, своеобразное разрушение для созидания, «разрушение вовремя») богу, наводящему страх. В числе многих титулов и эпитетов Шивы в «Махабхарате» встречается имя «kapardin»10, что дословно можно перевести как «с заплетенной в виде ракушки косою», «носящий заплетенные и всклокоченные волосы»11. Садху, преклоняясь перед страхом Шивы, стараются копировать его внешность: они обычно ходят полуголые или совсем голые, их тело покрыто толстым слоем пепла, а волосы по подобию косматого бога свалены в длинные колтуны и обычно скручены на голове в форме чалмы подобно «ракушке» на голове бога. Эти волосы они называют jata и распускают только по особому случаю или во время молитвы. Тем самым мистическая традиция сваленных волос сформировалась и в Индии независимо от ближневосточного опыта.
Еще один пример – сваленные волосы у отправителей культа в мезоамериканских культурах, у ацтеков, инков. Существует мнение, что сваленные волосы для удобства в условиях походов, охоты, войны носили в средневековье европейские народы севера – германцы, а также кельты, сравнивая их со «змеями на голове». Здесь уместно вспомнить античный образ Медузы-Горгоны. Викинги месяцами носили бороды и волосы, грубо заплетенными в косы и естественно сваливавшимися. Другой пример: в знаменитой ирландской «Книге кельтов» на многих миниатюрах изображены евангельские персонажи с всклокоченными волосами (см. миниатюру Virgin and child, ок. 800г. н. э.)12. Впрочем, в отношении северных народов раннего средневековья все сказанное пока стоит воспринимать лишь как возможную интерпретацию сохранившихся данных об их внешности.
Так или иначе, смысл свалявшихся волос, там где их можно обнаружить, всегда остается неизменным – благочестие, страх, стремление привести в ужас злых духов и врагов. С этой точки зрения, сваленные волосы можно обнаружить почти в любой культуре. Это такой же архаический прием внешней передачи эмоции – в данном случае, страха, как и универсальные для всего мира изображения скалящихся зверей, призванные охранять то или иное место от вмешательства нечистой силы, или шлемы с жуткими масками и «мордами» для устрашения врагов. В Китае все скульптуры зверей, охраняющие дома, двери, крыши, императорские дворцы, храмы всегда, а особенно львы (ши-цза) и «цилини» (своеобразный гибрид грифона и льва), изображаются со сваленными вьющимися локонами. И, хотя самих львов древние китайцы никогда не видели и изображали их весьма фантастическим образом - количество «витков» в гриве такого зверя часто отображало статус его владельца.
Тем самым, в древнем мире сваленные волосы – весьма распространенный способ передачи определенного состояния и эмоционального настроя – будь то аскетическая практика, битва с нечистью или устрашение врага. Однако, наибольшее развитие традиция ношения сваленных волос получила в растафарианском движении. Ортодоксальные раста занимаются аскетической практикой, а свалявшиеся волосы для них – символ посвящения Б-гу, мистической связи с Ним. На Ямайке этот вид прически получил название «dreadlocks» - т. е. «страшные патлы», так прозвали растаманов местные жители. Также прижилось и изначально пренебрежительное слово «natty», которым белые издавна обзывали «курчавых» черных. Для раста унизительное прозвище – наоборот, стало высшей степенью похвалы: именоваться «natty dreadlock» - гордость растамана.
Существует мнение, что первые «dreadlocks» раста заимствовали из Кении времен Войны за независимость 1940-х гг. Тогда, повстанцы «мау мау», скрываясь в горах, отращивали длинные сваленные волосы, приводя в ужас ищущих их врагов. Именно поэтому «dreadlocks» часто рассматриваются лишь как проявление пан-африканизма. Однако, исходя из всего ранее сказанного, можно сделать вывод, что традиция «страшных патл» раста исходит из многовекового мистического опыта. Соответственно и установить точное время их появления в черной диаспоре – невозможно. Во всяком случае, в массовом порядке раста начали носить dreadlocks с образованием в 1949г. националистической растаманской организации The Youth Black Faith, в рамках которой действовала община The House of Dreadlocks.
В книге «The Ras TafarI Movement in Kingston» 1960г., составленной со слов участников «движения», скрупулезно описано отношение к dreadlocks братии: «Отношение к волосам — главный источник споров среди общин. В этом отношении братия делится на три категории: «the locks-men», чьи волосы и бороды сплетаются, сваливаются и не стригутся; «beardmеn», подстригающие волосы и бороды; Усы могут носить обе эти группы. Третья группа – «baldheads» - внешне ничем не отличающиеся от обычных ямайцев… Последние по большей части имеют работу. Многие из них боятся открыто признать свою принадлежность к движению, но симпатизируют ему, интересуются доктриной, некоторые из них носит бороды»13. Тем самым, хотя ношение dreadlocks - никогда не было обязательным, эта традиция существует как дань обету назорейства и форма аскетической практики.
Само название dreadlocks очень точно передает мистический смысл традиции, полностью адекватный значению сваленных волос в других культурах: как и в случае садху, dread – атрибут страха, который понимается двояко: с одной стороны, человек, носящий dread так обозначает свой страх перед Б-гом, Б-гом, карающим, но милосердным к смиряющимся; с другой стороны, он своим видом напоминает обществу о значении и необходимости этого чувства.
Только во вторую очередь, «dreadlocks» – предмет национальной гордости черной диаспоры. Дело в том, что волосы африканцев, в отличие от белых, сваливаются сами собой. Действительно, многие африканские племена в Восточной Африке ходят со «страшными патлами», упоминания о сваленных волосах есть и в эфиопской православной традиции. Поэтому на сегодняшний день «dread» стал символом черного человека, Африки. Также он ассоциируется и с традиционным тотемным образом Африки – львом, а именно гривой Царя зверей. Впрочем, факт, что и у этого символа есть твердая библейская основа. Иудейский царский род, давший начало Эфиопской династии, происходит от сына патриарха Иакова Иуды, прозванного за длинные волосы «львом»: «Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается»14. Иудейский царь всегда ассоциировался со «львом» на троне. Наконец, грядущий Мессия именуется «Всепобеждающим Львом из колена Иудина». Тем самым в библейском образе Льва тесно переплелись прозвище конкретного человека и титул Царя Царей. Употребление слова «лев» по отношению к dreadlocks смело переняли и раста. В то же время для раста dread как символ Африки – это важнейший символ древности, возвращения к духовным корням, причем, что особенно важно, корням именно христианской Африки, т. е. Эфиопской цивилизации.

Сегодня dreadlocks – популярная прическа современной западной молодежи, которая зачастую мало задумывается об истоках этого явления. В обществе формируется весьма сомнительный стереотип «дреда» как атрибут хипповатых молодых людей. Тем не менее, всегда важно отличать преходящую моду от древней традиции, которую и сейчас важна для самых разных людей всего мира. Сваленные волосы по-прежнему воплощают в себе определенный жизненный «код», универсальный для самых разных культур, и хочется надеяться, что веяния нью-эйджа и пост (или уже пост-пост?)-модернизма не смогут заглушить их глубокий мистический смысл.
1Судей, 13: 5.
2Судей, 16: 17.
3Судей, 16: 19.
4Фрейзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политиздат. С. 320 – 325.
5Судьи, 13:5.
6Числа, 6:5 – 6.
7Евсевий. Церковная история, 2:23.
8см. работу Тор А. Исламские мистики / Пер. с нем. Ноткиной В. Г. Спб.: Евразия, 2003.)
9см. репродукции в сборнике: Культурное наследие Египта и христианский Восток: Выпуск 2. М.: изд-во РГГУ, 2004. С. 207-208.
10Махабхарата, гл. 57, 77.
11см. коммент. Кальянова В. И. // Махабахрата: Книга Седьмая. Спб., 1993. С. 603.
12Laing J., Laing L. Art of the celts: From 700 BC to the celtic revival. – Thames & Hudson: world of art. – London, 1992. P. 175.
13Smith M. G., Augier R., Nettleford R. The Ras Tafari movement in Kingston, Jamaica. – University college of the West Indies: Institute of social and economic research, 1960. P. 23.
14Бытие, 49: 9.

Автор: Jahvantes
Reggae-Vibes.ru
 
reklamkin
amgorb
#2 прямая ссылка 21 ноября 2006, 18:17
Ведь на самом деле первоначальное значение «сваленных косичек» гораздо глубже, чем кажется большинству как носящих, так и осуждающих их.
Сваленные волосы по-прежнему воплощают в себе определенный жизненный «код», универсальный для самых разных культур, и хочется надеяться, что веяния нью-эйджа и пост (или уже пост-пост?)-модернизма не смогут заглушить их глубокий мистический смысл.

Смогу и давно заглушили. На текущий момент чувак с дредами или косичками (я не вижу разницы, как и большинство, я думаю) - либо реппер, либо наркоман канабисный.
 
Extla Rights
#3 прямая ссылка 21 ноября 2006, 19:04
А мне дреды нравятся, я сам собираюсь их скоро заплетать. Но я не знал что в них скрыт такой глубокий смысл...
 
antonio17
#4 прямая ссылка 21 ноября 2006, 21:13


amgorb: На текущий момент чувак с дредами или косичками (я не вижу разницы


А я вижу разницу, причем очень большую. Дреды - немытые, неухоженные волосы. А косички - это очень часто красиво. Вообщем разные вещи.
 
Пит
#5 прямая ссылка 21 ноября 2006, 22:57
а про лысых там ничего не сказано? )))
 
buju
#6 прямая ссылка 21 ноября 2006, 23:28
пля _ почемуже немытые...мой хоть каждый день
amgorb-твоя точка зрения , как и у большинства взрощенна на масс медиа культуре
 
Kuzo
#7 прямая ссылка 22 ноября 2006, 07:44
да ладно, признайтесь уже сами себе
чел с косичками\дредами либо уже покурил, либо очень хочет но пока не представилсь случая ;)

а "мистический смысл" сдох с тех пор как каждый школьник гопник в штанах со статусной мотнёй считает свои долгом заплести себе стильные негритянские косы, как у его чёрных кумиров с МТВ ;)
мизерок аутентичных регги-воинов есть конечно, но это именно мизерок в море подростковой попсни :)
 
Desmodus
#8 прямая ссылка удалено пользователем 22 ноября 2006, 07:54
Desmodus
#9 прямая ссылка 22 ноября 2006, 07:54

buju: Ведь на самом деле первоначальное значение «сваленных косичек» гораздо глубже, чем кажется большинству как носящих, так и осуждающих их.


Ооо... а я и не знал, что говно из головы растёт. (С) Кто-то.

Интересно, грязные нестриженные ногти тоже можно под такую теорию подвести? Было бы здорово. С Иисусом Херстосом в главной роли плиз.
 
blackice
#10 прямая ссылка 22 ноября 2006, 07:56
... В человеке всё должно быть прекрасно - и торчащие отовсюду немытые дреды, и великие идеи, их объясняющие.
 
Desmodus
#11 прямая ссылка 22 ноября 2006, 08:02

buju: человек, носящий dread так обозначает свой страх перед Б-гом, Б-гом, карающим, но милосердным к смиряющимся; с другой стороны, он своим видом напоминает обществу о значении и необходимости этого чувства.

Интересно, а сам человек об этом знает?
 
amgorb
#12 прямая ссылка 22 ноября 2006, 09:24


buju: amgorb-твоя точка зрения , как и у большинства взрощенна на масс медиа культуре

Моя нет. А вот твоя точка зрения(как у меньшинства, которое ассоциирует себя с какой-либо группой) взрощена на раста-регги культуре. И, к сожалению, не приемлит иных мнений ;/
 
buju
#13 прямая ссылка 22 ноября 2006, 11:50
больше слушаю эмо и джаз, чем регги..
Desm _ там в конце написано, кто автор
 
Svibrager
#14 прямая ссылка 22 ноября 2006, 16:18
Ага, давайте ещё вшей будем на себе разводить, клопов и тараканов.
Первоначальное значение «сваленных косичек» действительно гораздо глубже, хотя и лежит на поверхности - животность и нищета, как материальная так и духовная.
И что бы не говорили, но тот, кто не видит причины достойно (достойно человека) выглядеть живя в обществе, по моим меркам не может претендовать на некую духовную возвышенность и одарённость.

З.ы. Дрэды, помойки и подобные опусы мира моды тут не при чём. Они - метод самовыражения, возможно. Я именно про первоначальное значение «сваленных косичек» и о тех, кто об этом так пишет. Пудрят, товариищи, пудрят...
 
blackice
#15 прямая ссылка 22 ноября 2006, 16:20

Svibrager:Ага, давайте ещё вшей будем на себе разводить, клопов и тараканов.

МУРАВЬЁВ! Больших лесных чёрных муравьёв поводырей для маленьких рыжих квартирных.
 
-Jackass-
#16 прямая ссылка 22 ноября 2006, 22:11
С чего вы все взяли, что раз дрэды - значит гопник или растаман??
Глупости...
 
koopnoop
#17 прямая ссылка 23 ноября 2006, 00:45
бугагаг

2-Jackass-:
гопник с дрэдами )))
афигеть дайте две
 
Zloy
#18 прямая ссылка 23 ноября 2006, 17:58
Дерьмо эти Дреды ... Нах они нужны ? Только кому волосы свои не жалко
 
Extla Rights
#19 прямая ссылка 23 ноября 2006, 18:08

2Злой:
Мне не жалко)))
 
[Pornokid]
#20 прямая ссылка 23 ноября 2006, 18:57
Дреды, заплетенные хорошим мастером не портят волосы.
 
Ъ
#21 прямая ссылка 24 ноября 2006, 15:24 good1
я видела интервью с одним из представителей раста-культуры в нашей стране. он сказал: "я лев, дрэды - моя грива, но я доообрый лев!"; улыбался так здорово) понравился мне, вобщем)
 
mysh
#22 прямая ссылка 24 ноября 2006, 19:22
Дреды приводят к облысению rock.ttk.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=31&Itemid
 
buju
#23 прямая ссылка 24 ноября 2006, 23:43
много там чего неправильного написано, по сравнению с тем что есть на самом деле ..ну да х с ним
больше всего взбесила фраза
"ROOSH: Вобще дреды не нравятся ни на ком, стремно это и не модно уже"
вот это battybwoy настоящий
модно не модно пздц
 
LRG™
#24 прямая ссылка 25 ноября 2006, 19:56
Суслик,не делай дреды!
Тебе не пойдет!
 
Уровень вашего доступа не позволяет вам оставить сообщение в данном форуме. Если вы не загеристрировались, то сделайте это по ссылке в меню! Просим извинить, но незарегистрированным пользователям и новичкам ограничено пользование некоторыми функциями, дабы избежать спама или злоупотреблений.